6 правил избежать конфликт. Виды и скрытые причины конфликтов

0
(0)

Конфликт – это такая вещь, которая расходует энергию всех задействованных сторон и в конечном счёте ослабляет всех. В пределе конфликт предполагает поражение одной из сторон. По сути это война на уничтожение.

И это сразу звучит абсурдно в ситуации, когда при этом мы хотим сохранить отношения. Ибо такое завершение конфликта автоматически убивает и отношения.

Да, конечно, зачастую мы не желаем столь категоричного финала, желая лишь направить партнёра в правильное русло. Но что бы мы не хотели, конфликт ведёт лишь к разрушению.

Отсюда вывод, что корректировать отношения нужно без ввязывания в конфликт. Вот об этом мы и поговорим.

Природа конфликта

Конфликт всегда имеет объективные причины. Есть следующие типы причин:

  • Разница и ущемление интересов
  • Разница мировоззрения, взглядов и т.п.

Конфликтная ситуация возникает тогда, когда идёт ущемление интересов или происходит посягательство на взгляды. Всё это сопровождается попыткой переделать оппонента или принудить его к неприемлемым для него действиям.

Решение конфликта возникает тогда, когда удаётся наиболее полно удовлетворить интересы каждого, а также находятся точки взаимопонимания.

Мы рассмотрим, как конкретно люди ввязываются в конфликты. Как могут нарастать конфликтные ситуации и как же всё-таки и с помощью каких инструментов из конфликта выйти

Способы переделки другого

Итак, каждый раз, когда кто-то пытается так или иначе переделать другого человека, возникает конфликтная ситуация. Пусть даже иногда аппелируя защитой его же интересов.

И человека нам хочется переделать чаще всего тогда, когда он своими действиями причиняет нам неудобство или не делает то, на что мы рассчитывали.

Далее каждый в меру своих способностей включает свои инструменты воздействия на другого:

  • Разумом и аргументацией (переделка взглядов)
  • Аппелированием к долгу
  • Эмоциональным манипулированием
  • Угрозу применения силы

По факту же любой взрослый человек мало способен к изменениям. Если человек ведёт себя определённым образом, значит у него есть какие-то внутренние матрицы вести себя именно так или же есть определённые причины.

Т.е. в попытке менять человека мы будем его или ломать или лишать его каких-то ценных ему целей.

Задача же состоит в выявлении этих особенностей и в корректировки действий так, чтобы стало хорошо обоим. Ибо зачастую можно получить тот же результат, но разными способами. И быть может альтернативный способ окажется более приемлем каждому.

Если человек пытается вас переделать, то чаще всего он видит какую-то угрозу себе и своим интересам, поэтому надо выйти на эти исходные опасения.

Т.е. задать вопросы типа «А почему тебя это беспокоит?»

Рассмотрим эти способы переделки другого подробнее

Помощь, советы – переделка взглядов

Конфликт, как уже ранее было обозначено, может случаться при несовпадении ценностей и взглядов.

И горячую фазу он трансформируется, когда кто-то начинает другого учить «правильным взглядам»

Но ценности – это часть личности, если не сказать, что её основа. Переделка ценностей означает разрушение личности. Поэтому не удивительно, что будет сопротивление попыткам переделки.

При этом ценности могут быть действительно неосознаваемыми и не адекватными текущим реалиями

Всё же решение видится не в переделывании другого, а в нахождении точек взаимопонимания. Как это сделать:

  1. Возможно хотя бы  частично признать ценности другого и поблагодарить человека за позитивные намерения.
  2. Надо попробовать изнутри понять логику поведения оппонента. Ведь там могут найтись внутренние причины и противоречия, которые и побуждают человека иметь определённую точку зрения. Для этого используется в том числе подстройка.

На самом деле даже частичное понимание внутренних причин другого человека снимает остроту конфликта. Другой человек остался прежним, но т.к. мы уже его лучше понимаем, то это означает и принятие.

Особенно, когда мы понимаем, что это не несёт угроз персонально нам.

Пример

Когда кто-то хочет спрыгнуть с моста чтобы пощекотать себе нервы, ты конечно можешь сказать, что это небезопасно. Так ведь человека это и заводит.

(Реальная ситуация, когда люди прыгали с моста в Лосевские пороги)

Получается, что один человек аппелирует к безопасности (это его ценность). А у другого ценность – кайф от выброса адреналина. Им друг друга сложно понять, если другой человек не расскажет, какой он испытывает кайф от прыжка с моста.

Вывод тут в том, что советы давать бессмысленно.

Другое дело, когда человек сам активно ищет решения проблемы, узнаёт мнение других или прямо заявляет о необходимости помощи.

Но и в этом случае давать советы – себе дороже. Вам в любом случае припомнят, что совет оказался неудачным.

А удачного совета вряд ли припомнят. Ибо чаще всего он и так совпадал с мнением интересующегося.

Человеку лучше задавать наводящие вопросы, чтобы он сам принял решение, чтобы у него самого в голове образовалась нужная картина мира.

Должен или не должен?

Понятие «должен» проистекает из неких норм поведения в той или иной системе.

Однако что системы, что люди разные. И у человека либо есть навыки что-то делать, либо нет.
Вряд ли, например, музыкант и строитель могут делать одно и тоже. Касается это, кстати, не только профессиональной сферы.

Т.е. ту же роль мужа или жены могут играть люди с совершенно разными способностями, соответственно и исполнять они её могут по разному – и возможно не так, как вы хотите.

Тут стоит отметить, что человек чаще всего стремиться удовлетворить именно свои интересы. Он может иногда даже и рад что-то сделать для другого, но поскольку экстрасенсорным даром обладают отнюдь не каждый, то сделать он может лишь то, о чём догадается или узнает из первых уст.

А чтобы человек из первых уст узнал, этими устами для начала нужно о своих потребностях сообщить.

Задача, т.о., ставится совсем другим образом: надо сначала определить, кто чего может. А если он может дать то, что нам нужно, то надо ему об этом сообщить. И предложить что-то в замен, предварительно выяснив его потребности.

Ответные фразы, когда тебе говорят, что ты чего-то должен:

«Я не обязан быть каким-то другим. Но я очень ценю тебя и твои интересы и готов попробовать сделать так, чтобы учитывались и мои, и твои интересы.»

Эмоциональное манипулирование

Обиды, возмущения – очередной способ воздействовать на человека с целью его переделать

Т.е. человек как-то повёл себя не так, а мы взяли и обиделись.Типа ты виноват и давай исправляйся. По факту это означает всё ту же установку, что человек чего-то должен.

Однако по какой-то причине сказать человеку напрямую о его «неправильном» поведении возможности нет,

Но результат будет всё тот же, даже хуже. Ибо в случае с обидой эмоции уже запущены. А как известно самая горячая фаза конфликта совпадает с кульминацией эмоций.

Кроме того обида может быть воспринята как манипуляция, т.е. квалифицирована как нечестная игра с ещё более тяжёлыми последствиями.

Тем не менее цель остаётся прежняя – выявление скрытых причин обид и декларирование новых способов поведения с учётом выявленных потребностей.

Острая фаза конфликта

Кульминацией конфликта является выплеск эмоций: раздражение, злость, обида, угрозы. В пределе всё может выльется в рукоприкладство и драку.

Надо понимать, что острая фаза – это лишь вершина айсберга, ну а сформировался конфликт из причин, озвученных ранее.

От эмоций, к сожалению, никуда не деться. Но выплеснув эмоции и успокоившись, надо по прежнему идти выяснять потребности с целью решить проблему с учётом интересов обоих.

Для успокаивания есть определённые техники. Например, выйти погулять. При этом глубоко и ровно дышать.

И всё довольно хуже, когда обида, злость или ещё что-то не проходят и длятся долгое время. Это затяжной конфликт. Но смысла в нём нет, ведь благополучно разрешиться он может только проговором, после чего намечаются конкретные шаги.

6 правил избежать конфликта

Исходя из вышеизложенного сформулируем правила как избежать конфликта

  1. Учитывать интересы всех сторон. В том числе выявлять скрытые мотивации
  2. Вставлять мантру «я тебе понимаю», перефразируя, что именно ты понимаешь
  3. Исключить фразы «Ты должен», «тебе надо», «тебе следует» и т.п.
  4. Исключить обиды и другие эмоциональные воздействия
  5. Уточнять, нужна ли человеку помощь и чем именно ты можешь помочь
  6. Сообщать о своих желаниях, если у партнёра нет критического настроя

Резюме

Стоит ещё раз напомнить, что конфликт разрешается тогда, когда все стороны оказываются в плюсе. Поэтому для того, чтобы избежать конфликт, надо сделать так, чтобы выиграли все.

Означает это, что мотивы другого сначала должны быть выявлены, причём даже скрытые, а потом дело должно быть  разрулено так, чтобы стало хорошо всем.

И, соответственно, о своих потребностях и мотивах тоже надо сообщать причём сильно заранее. Ведь экстрасенсорные способности, мягко выражаясь, вещь не сильно распространенная.

 

 

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *